Информатика для младших школьников


0 (1).jpgНа факультете информатики готовить детей к профессии программиста начинают уже с 7 лет, первоклассники - самые маленькие наши слушатели. Непросто заинтересовать ребенка обычной математикой и алгоритмами. Но что позволит усваивать серьезный материал и одновременно увлечет малыша? 2013
Подходящая система нашлась - это уникальная среда "ЛОГО". В основу нашей работы положены принципы создателя "ЛОГО" - С. Пейперта. Мы учим детей рассуждать на языке команд для Черепашки, которая живет в мире красивой геометрии. Черепашка из "ЛОГО" понимает достаточно сложные команды: умеет вычислять по формулам, повторяет любые действия, объясняет ошибки, передвигается в указанном направлении по экрану, да еще и шевелит лапками! Результат "совместной" работы ребенка и Черепашки - настоящий рисунок, цветной, - ведь Черепашка знает и названия цветов; а если очень постараться и предложить ей специальную нотную запись, то - даже сыграет музыку. Малыши относятся к Черепашке как к живой - просят ее выполнять команды, сердятся на нее, скучают без нее, - и не случайно оставляют ее изображение на многих своих рисунках и проектах (2005-2010, 2011, 2013, 2014)
 
0.jpgНа занятиях ребята выполняют проектные задания - разрабатывают и создают различные графические композиции. Мы стремимся показать ребенку, что в основе эстетического может лежать сухая математика, что именно она правит бал в мире гармонии и красоты. Оказывается, любую кривую, прямоугольник, круг можно запрограммировать, а ведь именно из подобных линий и фигур состоит все вокруг. Конечно, в системе "ЛОГО" используются традиционные алгоритмы, но уже здесь, на начальном этапе обучения, заметен необычный подход "ЛОГО" к программированию. Черепашка "не знает", что такое "круг", "треугольник", "линия", - ей понятны лишь буквальные указания: "вперед", "назад", "направо 30", и ребятишки просто вынуждены "шагать" вместе с ней, "поворачиваться", - и вместо следа остается линия. Таким образом, любая фигура понимается как движение, - математика оживает! 
1.jpg"ЛОГО" великолепно развивает пространственное мышление, со своими результатами далеко выходя за пределы "чистого" программирования. Правила построения геометрических фигур, "понятные" формулы, углы, синусы - не единственная косвенная по отношению к программированию заслуга "ЛОГО". Дети учатся рисовать, сочетать цвета, выстраивать композицию. Одной лишь математикой да программными алгоритмами здесь уже не обойдешься, - Вы убедитесь в этом, если посмотрите на любой готовый детский рисунок. Неограниченный набор вариантов заданий дает нам история орнамента разных народов. Дети с удовольствием работают над созданием геометрических орнаментов из различных многоугольников, ломаных и кривых линий; фантазируют над праздничными открытками, раскрывая в каждой работе творческое начало. 
2.jpgМы учим детей никогда не говорить слов: "Я это не смогу". Учим видеть простое в сложном, закономерное в том, что кажется случайным, мы учим их решению проблем. Оставляя свободу при выборе композиции, мы помогаем увидеть структурную и математическую основу всякого рисунка. 
Дети постарше (пятого и шестого классов) создают динамические картинки с музыкальным оформлением - часы, светофоры, фейерверки. Мы уверены, что наши занятия - это серьезное приобщение маленького человека к миру математики, гармонии и красоты.