Вопрос-ответ

Хроника заданных вопросов: 

 
 
24.06.2013

28.01.2013
Вопрос (Юренко Роман Олегович):
Прошу Вас мне помочь. Я давно хочу поступить на ваш факуьльтет , на заочное отделение по информатике, но у меня академическая справка с Абоканского Сельхоз-Техникума и курс заочно, но по другому предмету. Мне 36 лет

Ответ(25.06.2013 15:14:57):

Уважаемый Роман Олегович. К сожалению у нас на факультете нет заочного отделения.
 
  Вопрос (николай):
Здравствуйте! В этом году я собираюсь поступать на факультет информатики. Сейчас я учусь на 3 курсе ТГУ ИИК.Если я закончу 3 курс, заберу документы и смогу по конкурсу попасть на бюджет, я не буду платить за обучение?(то есть мои 3 курса не будут считаться как неполное высшее? или мне лучше не заканчивать 3 курс)Спасибо.

Ответ(31.01.2013 10:56:29):

Уважаемый Николай. мы переадресовали Ваш вопрос "Декану" (не в ту рубрику отправили). Если Вы сейчас учитесь в ТГУ на ИИК, самый лучший вариант для Вас зайти к заместителю декана по учебной работе Кетовой Т.С. и выяснить все возможности для Вас. Ауд. 106 2 корпуса ТГУ

   
 
25.08.2011
Вопрос (Ангелина):
Здравствуйте! В следующем году я получу диплом СПЕЦИАЛИСТА. Я в праве обратиться с дипломом специалиста за Европейским приложением к диплому? Или же Европейское приложение к диплому доступно ТОЛЬКО бакалавру и магистру?

Ответ(05.09.2011 16:40:59):

Вы правы, европейское приложение к диплому доступно ТОЛЬКО бакалавру и магистру. В Европе неведомо понятие "специалист", поэтому Россия и присоединилась к Болонскому процессу.

   
 
25.06.2011
Вопрос (Игорь):
Будут ли выпускаться специалисты в этом году?

Ответ(29.06.2011 12:13:03):


   
 
07.04.2011
Вопрос (дмитрий):
В связи с полным переходом в 11 году на двухуровневую систему подготовки,останется ли программа системный инженер

Ответ(12.04.2011 12:56:20):

Да, конечно останется! Т.к. это программа дополнительного образования (дополнительной квалификации) к ОСНОВНОМУ высшему образованию. Перечень программ дополнительного образования пока не изменяется.

   
 
16.11.2010
Вопрос (сергей):
Какова судьба кандидатов и докторов наук,степени останутся или их нужно потверждать? Спасибо!

Ответ(18.11.2010 12:47:14):

Пока никаких изменений нет.

   
 
26.09.2010
Вопрос (Юрий):
Огромное спасибо за такой содержательный ответ Остался только маленький вопрос: До меня не доходит, тогда в чём отличие Дополнительного образования от Второго высшего? Если я также получаю Диплом Гос.образца? Какие конкретно отличия и где они будут в дипломе прописаны? (Извините если слишком глуп :-))

Ответ(28.09.2010 13:40:44):

Смысл разделения в том, что дополнительная квалификация к основному высшему образованию дается только в близкой предметной области. Базовое образование считается полученным по основной специальности, дополнительное образование включает только спецкурсы. Поэтому в стандартах на каждую дополнительную квалификацию явно указывается список специальностей, на базе которых можно получить данную квалификацию. Например, с дипломом историка невозможно получить дополнительную квалификацию "Системный инженер", а с дипломом физика можно. Соответственно, в дипломе о дополнительной квалификации делается ссылка на основной диплом, при приеме на работу они должны рассматриваться совместно. 

В то же время дипломированный историк имеет право снова поступить в вуз по любому другому направлению, хоть по технике, хоть по медицине (на платной основе, если первый раз он учился за счет бюджета) и получить полноценное второе высшее образование. Этот второй диплом будет совершенно независим от первого.


   
 
20.09.2010
Вопрос (Юрий):
Вопрос (Юрий): Здраствуйте Я собираюсь получить 2е высшее образование по направлению Системный Инженер у вас в ТГУ, сам заканчиваю 6й курс ТПУ, будет ли ваш диплом действителен за границей или там его придётся подтверждать??? Ответ(17.09.2010 13:23:08): Образование по направлению "Системный инженер" является ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ к ОСНОВНОМУ образованию (Это не второе высшее образование). Кроме диплома гос. образца по дополнительной квалификации "Системный инженер" (дополнительной к основной квалификации по основному диплому о высшем образовании) по окончании обучения Вы сможете получить международный сертификат Академии Cisco о знаниях в области сетевых технологий. Не понял??!! Я получу диплом ТГУ значит это 2е высшее образование! Или не так? И вы не ответили на сам вопрос: -будет ли ваш диплом действителен за границей или там его придётся подтверждать???

Ответ(21.09.2010 18:43:22):

После обучения Вы получите диплом гос. образца О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ (к основному образованию) ОБРАЗОВАНИИ (дополнительную квалификацию "Системный инженер"). Естественно Вам нужно будет за рубежом подтверждать и основной и дополнительный дипломы. НО ВЫ можете получить и сертификат Cisco, который признается во всех точках нашей планеты.

   
 
16.09.2010
Вопрос (Юрий):
Здраствуйте Я собираюсь получить 2е высшее образование по направлению Системный Инженер у вас в ТГУ, сам заканчиваю 6й курс ТПУ, будет ли ваш диплом действителен за границей или там его придётся подтверждать???

Ответ(17.09.2010 13:23:08):

Образование по направлению "Системный инженер" является ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ к ОСНОВНОМУ образованию (Это не второе высшее образование). Кроме диплома гос. образца по дополнительной квалификации "Системный инженер" (дополнительной к основной квалификации по основному диплому о высшем образовании) по окончании обучения Вы сможете получить международный сертификат Академии Cisco о знаниях в области сетевых технологий.

   
 
02.06.2010
Вопрос (Дмитрий):
Здравствуйте! что требуется для поступления в магистратуру? - какие экзамены? в какие сроки и куда подать документы и заявление? если не поступлю на бесплатное отделение - сколько стоит платное обучение? С уважением, Дмитрий.

Ответ(11.06.2010 11:20:43):

1) Для поступления требуется заявление и диплом со степенью (квалификацией) бакалавра. Выпускники со степенью специалиста могут поступить в магистратуру на платной основе. 

2) Сроки подачи документов общие для всего университета - с 20 июня по 25 июля. Документы подаются в приемную комиссию университета. 

3) Вступительный экзамен будет проводиться в форме собеседования. 

4) Я думаю, в этом году у нас будет достаточно бюджетных мест и все желающие смогут поступить бесплатно.


   
 
15.04.2010
Вопрос (Ильгар):
Здравствуйте.Скажите мне пожалуйста,может ли студент в болонской системе образования сдать экзамен или экзамены досрочно?Спасибо.

Ответ(21.04.2010 16:15:35):

Если студент включил данную дисциплину в свой индивидуальный учебный план на текущий семестр, то для получения кредитов по дисциплине он должен выполнить все предусмотренные программой дисциплины учебные мероприятия (индивидуальные задания, контрольные работы, экзамен и проч.) Если студент желает, а преподаватель согласен работать со студентом по индивидуальному графику освоения дисциплины, то никто этому препятствовать не будет.

   
 
21.01.2010
Вопрос (Anton):
Здравствуйте,можно по подробнее рассказать о "кредитах" и критических дисциплинах? И еще, если студент учась на 1 курсе, в 1 семестре сдал только критические дисциплины, его отчислят?

Ответ(28.01.2010 15:47:56):

Вся кредитная система подробно расписана в Положении об организации учебного процесса на ФИнф, которое есть на сайте факультета, см. http://www.inf.tsu.ru/WebDesign/finf2.nsf/structurl/education_directions. Вопрос об отчислении решается по-разному для бюджетных и платных студентов. Платники могут учиться как угодно в соответствии со своими индивидуальными планами. Бюджетники обязаны сдавать критические дисциплины, причем число кредитов за год должно быть не менее 50. За некритические предметы не отчисляют, эти предметы можно поставить в план на следующие годы.

   
 
07.01.2010
Вопрос (Дмитрий):
Здравствуйте! В этом году заканчиваю школу и сейчас выбираю направление для поступления. Заглянув на ваш сайт увидел информацию о том,что ФинФ работает по Болонской системе. И поэтому у меня возникает вопрос, экзамены на факультете проводятся в письменной форме или в адекватной традиционной устной форме по билетам

Ответ(13.01.2010 15:20:03):

Форму проведения контрольных мероприятий выбирает преподаватель с учетом особенностей изучаемого предмета. Предметы разные и преподаватели тоже разные, поэтому у нас практикуются самые различные виды контроля: традиционные устные экзамены по билетам, свободные беседы без билетов, письменные работы, компьютерные тесты и т. д. 

Строго говоря, к Болонской системе это отошения не имеет, потому что сама система не регламентирует организацию учебного процесса внутри вуза, а только устанавливает общие рамки высшего образования, необходимые для фнкционирования единого рынка квалифицированного труда и академической мобильности.


   
 
23.11.2009
Вопрос (Наталия):
Здравствуйте! Будьте добры,дайте ответ на вопрос: если студент, обучающийся на платной основе на первом курсе ФИНФ проболел первую и вторую сессию,есть ли у него шанс остаться на этом факультете и учиться далее, то есть избежать отчисления.

Ответ(25.11.2009 20:04:30):

Если причина заведомо уважительная, то отношение к такому студенгу со стороны деканата самое благоприятное. Насколько я понимаю, речь идет о промежуточных сессиях. Проблемы организации дальнейшего обучения следует обсудить с зам. декана по учебной работе Верой Николаевной Лавренюк.

   
 
23.11.2009
Вопрос (татьяна):
подскажите пожалуйста этапы болонского процесса...за ранее благодарна

Ответ(25.11.2009 20:10:56):

Правильнее говорить не о последовательных этапах, а об основных направлениях Болонского процесса, которые могут развиваться параллельнор друг другу. На нашем факультете в рамках эксперимента реализуются слудующие направления: 1. Введение двухуровневой системы образования 2. Введение элементов асинхронной системы обучения 3. Внедрение кредитной системы 4. Расширенная шкала оценивания знаний 5. Модульный учебный график 6. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний 7. Развитие электронных информационных ресурсов 8. Автоматизация управления учебным процессом

   
 
21.04.2009
Вопрос (Валерий):
Здравствуйте! Я Трифонов Валерий Валерьевич (Республика Казахстан, Город Павлодар) В этом году я заканчиваю Павлодарский Бизнес-колледж (ныне Казахстано-Германский колледж) по специальности "Информационные системы" и желаю поступить по такому же направлению на Ваш факультет информатики Томского государственного университета. Меня интересуют некоторые вопросы по поводу поступления на Ваш факультет: 1)Необходимо ли мне здавать вступительные экзамены? 2)На какой курс я могу поступить? 3)Могу ли я поступить на заочную форму обучения? 4)Какие документы необходимы для поступления на Ваш факультет?

Ответ(21.04.2009 19:40:40):

Здравствуйте, Валерий! 

Отвечаю не по порядку а по существу. 

3) Заочного обучения на нашем факультете нет. 

2) Если Ваш колледж дает среднее общее или среднее специальное образование, Вы можете поступить на первый курс на общих основаниях. В дальнейшем, если Вы уже изучили ряд дисциплин, предусмотренных нашим учебным планом, Вы сможете их перезачесть и учиться быстрее общего потока. 

Если Ваш колледж дает высшее образование, то Вы поступаете к нам для получения второго высшего образования. Экзамены в этом случае не нужны, прием ведется в индивидуальном поряке как правило на второй курс по результатам собеседования. Далее учитесь с учетом фактически полученных в колледже знаний. 

1,4) Подробные Правила приема в ТГУ и перечень необходимых документов размещены на сайте нашей приемной комиссии: http://abiturient.tsu.ru/ Там же имеются справочные телефоны.


   
 
21.04.2009
Вопрос (Наталья):
Здравствуйте! Я закончила ТГУ. биолого-почвенный факультет в 1988 году. Каким образом я могу оформить приложение к диплому европейского образца?

Ответ(21.04.2009 19:51:31):

Сейчас в университете создается специальная централизованная служба по оформлению европейских дипломов. Ее курирует проректор по учебной работе Алесандр Сергеевич Ревушкин, кстати, бывший декан биолого-почвенного факультета. Советую Вам обратиться к нему (тел. (3822) 529-601), или к нынешнему декану БПФ, точнее, директору Биологического института Сергею Павлиновичу Кулижскому, тел. (382) 529-853.

   
 
20.04.2009
Вопрос (Павел Мерзликин):
Ответьте пожалуйста на такой вопрос Вот я сдал егэ отослал вам копию всех документов и сертификатов,далее заменил их оригиналами,но не прошел по конкурсу,и что я уже никуда не смогу поступить ,так как зачисление происходит у всех вузов в одно время и подлинники не у спею передать в другой вуз

Ответ(21.04.2009 19:12:28):

По процедуре поступления в университет Вам лучше обратиться непосредственно в приемную комиссию. Тел. (3822) 529-672, 529-772. Там Вам дадут более квалифицированный ответ.

   
 
24.03.2009
Вопрос (Иванова Светлана Алексеевна):
Какова же роль декана при Бол. системе?

Ответ(25.03.2009 15:17:52):

Такая же, как и при старой советско-российской. Права и обязанности декана факультета определены уставом университета и Положением о факультете. См. http://www.tsu.ru/webdesign/tsu/core.nsf/designobjects/files/$file/fak.doc

   
 
16.01.2009
Вопрос (3курсник):
Добрый день. Вот уже 3 год, как вовсю идет эксперимент на факультете (имеются ввиду 4 сессии в семестр и т.п.). А когда-то при поступлении нам говорили,что к нашему так 3-4 курсу откроют еще и специалитет (на 1е сентября в рамках обсуждения эксперимента данное обещание прозвучало). Мы уже на 3м курсе,а до сих пор даже магистратуру не открыли. Есть ли гарантия,что нас после 4го курса не отправят? Официально есть ли сейчас бакалавриат и выдадут нам хотя бы такие дипломы(или опяь же справки с перечислением изученных "кредитов")? Если можно, пару явных минусов данной системы: 1) конечно же недоработка, от которой в первую очередь страдают "первооткрыватели" с 3 курса 2) количество часов уменьшено, из-за этого перевод в другие ВУЗы оборачивается проблемой Еще очень интересует,есть ли примерный план обучения на магистратуре. А то очень много предметов туда перенесли. Желание закончить магистратуру есть, но там уже и работа будет. А если там занятость такая же как и сейчас...печально. В нормальной магистратуре лекций 3-4 в среднем в неделю . Заранее спасибо за ответы

Ответ(17.01.2009 13:40:55):

Глубоковажаемый и неравнодушный к своему будущему 3-курсник! Вопросов Вы задали много, давайте попытаемся разобраться по порядку. 

Прежде всего, хочу успокоить, никто после 4 курса Вас на улицу не отправит, если есть собственное желание учится дальше. 

Лицензируются два направления магистратуры, соответствующие двум существующим направлениям бакалавриата. Все документы по направлению 0104 "Информационные технологии" мы послали в министерство, ждем положительного решения. Документы по направлению 0808 "Прикладная информатика" находятся в завершающей стадии оформления. 

Официально бакалавриат есть, дипломы бакалавров мы уже выдаем. Более того, университет создает специальную службу по выдаче европейских приложений к диплому, только я не уверен, что к лету они ее запустят. 

Количество часов (и кредитов) полностью соответствует ГОС (Государственному образовательному стандарту). Поскольку этот ГОС един для всех вузов, проблем с переводами быть не должно. 

Проект учебного плана для магистратуры есть, Вы можете взять его из папки X:\Everyone (Shares)\Gladkikh BA\Магистратура. Средняя за два года аудиторная занятость 13 часов в неделю.


   
 
08.12.2008
Вопрос (Михаил):
Добрый день, к кому мне обратиться за новым transcript с кредитами для диплома специалиста, РФФ 2007? Кроме диплома специалиста есть диплом бакалавра, нужно ли переводить его? Спасибо.

Ответ(08.12.2008 20:02:51):

Я полагаю, со всеми вопросами следует сначала обратиться к декану факультета Виктору Валентиновичу Демину. Необходимость перевода на английский язык зависит от того, куда Вы намерены предъявить transcript. 

Проректор по учебной работе А.С.Ревушкин, выступая недавно на ученом совете университета, сказал, что в ТГУ создается централизованная служба по выдаче европейских дипломов, к лету они обещают закончить подготовительные работы.


   
 
31.10.2008
Вопрос (Дмитрий):
Здравствуйте! интересует несколько вопросов: - есть ли на ФИнфе магистратура? Планируется ли ее появление? Если да то когда? - Возможно ли закончить бакалавратуру ФИнф (или закончить обучение на специалиста) по какому то "ускоренному" плану - при наличии диплома ТГУ по специальности математик (ММФ)?

Ответ(08.12.2008 20:05:28):

Отвечаю по порядку. 

1. Пока нет, идет процесс лицензирования. Если все пройдет хорошо, то магистратура откроется с нового 2009 / 10 уч. года. Плана приема в магистратуру мы еще не имеем. 

2. Для получения второго высшего образования в области информатики Вы можете поступить на бакалавриат по направлениям 010400 или 080800 (или специалитет по специальности 3515, если приказ о зачислении выйдет до до 31.08.09). 

Естественно, обучение будет ускоренным в соответствии с индивидуальным планом, который вы разработаете при помощи нашего зам. декана по учебной работе. Срок обучени будет зависеть от списка дисциплин. которые будут перезачтены.


   
 
22.10.2008
Вопрос (Татьяна):
Принципы планирования учебной нагрузки студентам? Контроль ее соответствия балансу времени? Пути оптимизации нагрузки?

Ответ(28.10.2008 17:05:23):

Все детали планирования и управления учебным процессом подробно описаны в "Положении об организации учебного процесса на факультете информатики ТГУ", которое доступно по адресу http://www.inf.tsu.ru/WebDesign/finf2.nsf/structurl/education_directions 

Учебный процесс построен по смешанной синхронно-асинхронной системе. Каждый студент имеет индивидуальный план на текущий семестр, который составляется в терминах отклонений от типового (рекомендуемого) рабочего учебного плана соответствующего года обучения. Типовые рабочие учебные планы сбалансированы по учебной нагрузке - как правило 30 кредитных часов в семестр для очного студента. Практика показывает, что 70-75% студентов предпочитают работать по типовому плану и проблем оптимизации нагрузки для них не возникает. Для остальных студентов планирование осуществляется в индивидуальном порядке во взаимодействии с тьютором, обязанности которого выполняет заместитель декана по учебной работе.


   
 
16.10.2008
Вопрос (Граб Елена):
В 1996 г. я и молй муж окончили Государственную консерваторию г. Ростова-на-Дону. Я по специальности "домра", муж - "контрабасс". Сейчас мы живем в Испании. Мужу диплом подтвердили, а мне нет,объяснив тем, что в Испании нет такого инструмента -"домра" и соответствующих образовательных программ. Могу ли я,получить Приложение к своему диплому, оформленного по нормам Болонского процесса, чтобы мне подтвердили мое высшее образование в Испании, и где я могу получить такое приложение.

Ответ(16.10.2008 18:06:08):

Вы задали очень непростой вопрос. Дело в том, что по некоторым специфическим образовательным программам, относящимся к медицине, архитектуре, искусству, инженерии, правила обучения могут отличаться от обычных. Например, в проекте нового российского образовательного стандарта вместе с общеевропейским бакалавриатом по большинству направлений будет сохранен и старый российский специалитет по таким программам . Документ официально не опубликован, обсуждаемый вариант можно посмотреть на нашем сайте по ссылке http://www.inf.tsu.ru/WebDesign/bpros.nsf/news/1503200740 

По-видимому, процедура признания дипломов по таким направлениям также будет отличаться от обычной. Всем известно, например, как непросто подтвердить диплом врача за границей. Общие принципы признания документов об образовании установленны Лиссабонской конвенцией 1997 г., см.http://www.aic.lv/ace/ace_disk/Bologna/maindoc/Lisb_conv.pdf, а детали для каждой образовательной программы уточняются в той стране, куда Вы обратились за признанием. Не исключено. что в Испании есть квалификация "бакалавр искусств" широкого профиля, где могут быть признаны гуманитарные и общепрофессиональные дисциплины (история, теория музыки и проч.) 

Что касается общеевропейского приложения к диплому, то право выдавать такие дипломы имеют все вузы, однако далеко не все этим правом пользуются. Для этого нужно заказать специальные бланки, организовать перевод на английский язык, перевести академические часы в кредиты и т. п. Насколько я понимаю, централизованной службы на государственном уровне нет. Вам следует связаться с родной Alma Mater и постараться получить такое приложение там.


   
 
17.09.2008
Вопрос (Бондина Марина):
Давно живу в Италии. Инженер-механик со стажировкой и незаконченной аспирантурой,преподавала в ВУЗе. Это наше высшее образование тут, вблизи Болоньи, невозможно заставить признать даже за общее 8-классное!!! Проблема не только в том, что хотелось бы считаться специалистом, или прямо-таки работать инженером (сами итальянцы для этого должны сдать после ВУЗа ужасный допускной экзамен, чтобы записаться в реестр-коллегию инженеров), поскольку безработица и коррупция не позволяют найти место больше, чем на 1000 евро. Проблема растёт с каждым годом, потому что в Торговой палате всё время добавляют образовательные требования для открытия своего дела. Поэтому нам уже невозможно открыть, например, контору по недвижимости, скоро и поломойкой не смогу претендовать - считаюсь, практически, безграмотной - никакого ценза образовательного мне не положено! Естественно вопрос: нет ли новостей с перспективой на 3 года, думают ли признать и "стародипломникам" сотню-другую кредитов, чтобы хватило тут на ЛЮБУЮ степень и НЕ высшего образования? Идёт Болонский процесс и в этом направлении?

Ответ(18.09.2008 13:33:21):

Уважаемая Марина, 

Было приятной неожиданностью получить сообщение из Италии. Значит, наш скромный опыт интересен не только в ближайшем окружении. 

Ваш вопрос еще раз свидетельствует о том, что проблема интеграции в европейское образовательное пространство действительно актуальна и мы на правильном пути. Очень хороший пример для тех, кто настроен против Болонского процесса (а таких еще много). 

К сожалению, на Ваш основной вопрос я ответить не смогу, так как в целом он выходит за рамки компетенции вуза и может быть решен только на уровне миинстерства. 

Что касается наших выпускников прошлых лет, то мы им по их запросу делаем новый transcript с кредитами. Был пример, когда такой документ был признан в США в Harvard University. Попробуйте обратиться в свой вуз, может, они и Вам помогут.


   
 
02.09.2008
Вопрос (Студент 3 курса):
Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос, считается ли предмет 4 семестра "Объектно-ориентированный анализ и проектирование" критическим? В учебном плане направления 080800 он помечен как некритический, а в учебном плане направления 010400 он является критическим. Сейчас продолжаю обучение на направлении 080800. Интересует этот вопрос, так как я бюджетник, а этот предмет не закрыт, конечно, есть ещё две недели. но хочется этот предмет освоить несколько лучшим образом нежели в прошлом году. Других задолженностей нет, могу ли я продолжить обучение на бюджете, но этот предмет взять как доп? И ещё один вопрос, два направления в 5 семестре различаются лишь двумя предметами... это так и должно быть? :)

Ответ(12.09.2008 18:15:20):

Увадаемый коллега! 

Благодарю Вас за нетривиальный вопрос. Действительно, в учебном плане есть такое рассогласование. Возможно, найдутся и другие проблемные ситуации. В ходе эксперимента мы их постепенно устраним. А пока действует общее правило, что все сомнения и неясности интерпретируются в пользу студента. Так что Вы можете считать этот предмет некритическим, с деканатом этот вопрос согласован. 

При этом Вы обязаны учесть, что повторение предмета для лучшего его усвоения осуществляется на платной основе. Кроме того, включение в индивидуальный план любой дисципльны происходит только в том случае, если изучены все ее предшественники. Если Вы переносите дисциалину на другой семестр, то ответственность за предшествование ложится на Вас. 

Отвечаю на второй вопрос. Все правильно, так должно и быть. Кстати, номенклатура направлений в скором времени может ихмениться., все ждут выхода соответствующего приказа законодательного акта.


   
 
24.06.2008
Вопрос (Александр):
Добрый вечер! Я хотел бы узнать о переводе с платного места на бюджетное. Как переводят с платного места на бюджетное? Что влияет на перевод с платного места на бюджетное? Как выстраиваться рейтинг "платников", для того, чтобы оценить кого переводить, кого нет? (учитываются ли все оценки?, активное участие?, рекомендации преподавателей?) Заранее спасибо.

Ответ(28.06.2008 15:16:02):

Условия проведения конкурса на право обучаться на бюджетной основе приведены в п. 7.9 Положения об организации учебного процесса на факультете информатики ТГУ:http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/2108200628 

Единственным критерием для перевода является успеваемость, оцениваемая средним кредитным баллом (СКБ). При этом учитываются все дифференцированные оценки, включая зачеты. Никакие другие факторы (материальное положение, рекомендации преподавателей, пожелания высокого начальства и т. п.) не принимаются во внимание. 

Конкурс будет гласным, все исходные данные для расчета рейтинга будут обнародованы. Если будут обнаружены ошибки, то их можно будет исправить до принятия окончательного решения.


   
 
18.06.2008
Вопрос:
Союз Microsoft и ТГУ Компания «Microsoft» и Томский государственный университет заключили Соглашение о стратегическом партнерстве. Основные направления взаимодействия мировой ИТ-компании и томского вуза: повышение эффективности использования информационно-телекоммуникационной системы университета, подготовка ИТ-кадров, развитие дополнительного образования, поддержка студентов и молодых специалистов через организацию грантов, форумов, конкурсов, конференций и олимпиад, а также разработка и создание конкурентоспособной продукции для последующего продвижения на отечественном и мировом рынках. Кроме того, студенты ТГУ получат возможность познакомиться не только с новейшими технологиями управления бизнесом и взаимоотношениями с клиентами, но и со средой разработки и языками программирования. Как это все отразится на ФИнф?

Ответ(27.06.2008 19:47:40):

Соглашение заключено на уровне ректора. Как его реализовать на уровне факультета - думаем.

   
 
06.05.2008
Вопрос (Sonya):
Здравствуйте! хотелось бы узнать о магистратуре....будет ли набор? как он будет осуществляться? ....решили ли уже этот вопрос....что нужно для поступления в магистратуру (из другой страны).. заранее, спасибо

Ответ(10.05.2008 12:21:49):

В текущем году приема в магистратуру на Финф не будет, так как процесс лицензирования закончится не раньше января - февраля 2009 года. 

Правила поступления в магистратуру из другой страны зависят от конкретных межправительственных соглашений.


   
 
21.03.2008
Вопрос (Максим):
Здравствуйте, Факультет Информатики активно реализует Болонскую декларацию. В первую очередь это связано с траекторией образования, то есть теперь оно ступенчато. Во многих вузах тоже действует много-ступенчатая траектория образования, но все-таки есть возможность после бакалавриата доучиться на специалиста. Возможно ли после бакалавриата доучиться на специалиста на Факультете Информатики?

Ответ(26.03.2008 18:45:36):

Такая возможность в принципе была раньше, некоторые вузы ею пользовались. Однако в соответствии с новой редакцией Федерального Закона об образовании, с 31 августа 2009 г. прекращается бюджетный прием на программы подготовки специалистов после бакалавриата. 

Пункт 4 статьи 24 Закона гласит: 

"Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования: 

1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра. (п. 4 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) " 

Таким образом, бесплатно доучиваться на специалиста будет нельзя во всех вузах России, а не только на факультете информатики. А за свои деньги-сколько угодно. Но при этом придется решать вопрос с армией, так как одно высшее образование считается завершенным. 

Последнюю редакцию Закона об образовании Вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке http://www.inf.tsu.ru/WebDesign/bpros.nsf/news/2011200749


   
 
02.03.2008
Вопрос:
В конце декабря Борис Афанасьевич опубликовал интересный отчет http://www.csd.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/3001200851 о ходе болонского процесса. Не могу похвастаться, что полностью его изучил, но результаты опросов студентов на 5й странице этого отчета меня необыкновенно заинтересовали. Согласно приведенным диаграммкам 45% опрошенных студентов одобряют процесс, 41% почти одобряют, а отрицательно относятся только 9%. И похожие же результаты насчет новой шкалы оценок. Очень интересно, с какого пото... опроса были взяты эти результаты, учитывая, что прошлогоднее голосование на сайте http://www.csd.tsu.ru/WebDesign/news.nsf/news/230420071109 показало совершенно противоположное отношение учащихся, да и преподавателей. Неужели за год все так изменилось? И если изменилось, то я не припоминаю, чтобы проводились еще опросы.

Ответ(06.03.2008 19:16:56):

Уважаемый аноним!

Я уже отвечал на аналогичный вопрос 24.04.2007. Интернет-опрос, результаты которого Вас смущают, был организован спонтанно на уровне веб-мастера и методически некорректною Подробности см. ниже в моем ответе.


   
 
02.03.2008
Вопрос (Michael):
Здравствуйте! Вот у меня возник такой вопрос: будет ли модернизация сайта факультета в таком направлении, чтобы каждый студент мог заходить на сайт под своим профилем, где мог бы видеть расписание не для группы, а уже расписание для себя: расписание своей группы + изменения, связанные с индивидуальным планом студента. Будет ли студент видеть ту информацию, которую можете видеть Вы? Я имею ввиду страничку, где есть код специальности, ФИО, группа, Курсы, которые студент уже освоил и которые ему еще предстоит освоить... Где для каждого курса указана критичность, количество кредитных часов и оценка, а еще высчитан Средний кредитный балл. Я конечно, понимаю, что если я возьму свою зачетку и открою учебный план своей специальности, то я смогу все посчитать самостоятельно. Но согласитесь, что каждому студенту будет удобнее видеть такую же страничку, которую для каждого студента можете просматривать Вы.

Ответ(06.03.2008 19:00:07):

Dear Michael, 

Вы ставите очень интересный и сложный вопрос. Я целиком поддерживаю эту идею, но, к сожалению, ее непросто технически реализовать. 

На факультете работают несколько систем, в каждой из которых имеется своя учетная запись и своя политика доступа к ресурсам. Одна - для общего доступа к локальной компьютерной сети (домены Windows); другая - для Lotus Domino. в которой имеются инетересующие Вас сведения; третья - для системы Moodle; четвертая - для доступа к электронной библиотеке; пятая - для Сетевой академиии Cisco. Это плохо, но так сложилось исторически. 

Синхронизировать все учетные записи и, более того, автоматизировать процесс регистрации, когда студент, поступивший на факультет, сразу бы получал доступ к нужным ресурсам, а отчислившийся - сразу бы отключался от ресурсов, пока мы не можем. 

Это - тема для интересной работы. Если она Вас или кого еще заинтересует - обращайтесь к декану. Он Вас поддержит.


   
 
08.02.2008
Вопрос (Студент):
Объясните, пожалуйста ситуацию: Если мы учимся так: 4 сессионных недели, из результатов этих недель выводится экзаменационная оценка. Как может быть такое, что можно единственный раз пересдать только одну сессионную неделю (даже меньше) и при неудовлетворительном результате этой пересдачи придется проходить курс заново?

Ответ(09.02.2008 16:49:02):

Вариантов может быть много, на то и эксперимент. Каждый преподаватель вырабатывает свои принципы оценивания и не выдвигает заведомо невыполнимые требования для студентов, которые в течение семестра более-менее успешно занимались. По крайней мере, мне такие случаи неизвестны. Если это не так - подойдите ко мне или в деканат со своей конкретной ситуацией. 

Чаще всего проблема возникает тогда, когда студент от сессии до сессии почти ничего не делал, на промежуточные тесты не являлся, а в конце в пожарном порядке пытается сразу все скомпенсировать. Таким студентам действительно приходится проходить курс заново.

Я всегда подчеркивал, что главная цель всех новаций на факультете - любыми средствами, поощрительными или репрессивными, активизировать самостоятельную и систематическую работу в течение всего семестра. Без смены менталитета вперед пути нет.


   
 
06.02.2008
Вопрос (Студент):
Борис Афанасьевич! Где можно посмотреть список критических дисциплин с разбивкой по курсам и семестрам?

Ответ(08.02.2008 15:08:38):

Список дисциплин по курсам и семестрам можно увидеть, пройля по ссылке http://www.inf.tsu.ru/Decanat/Learn.nsf/up010400 критические дисциплины выделены красным цветом

   
 
14.01.2008
Вопрос (Инна):
В настоящее время в РФ существуют степени кандидата наук и доктора наук. При принятии Болонской декларации что изменится? Превратятся наши кандидаты в магистров или докторов наук? К чему приведет ситуация, если нынешние кандидаты и доктора встанут на одну планку?

Ответ(25.01.2008 15:20:04):

В Вашем вопросе имеется по сути несколько отдельных вопросов. Попробую ответить по порядку. 

1) Болонская декларация уже принята и Россия к ней присоединилась в 2003 году. Но эта декларация - только начало Болонского процесса, который растянется на много лет. Сразу ничего не изменится, изменения будут проходить постепенно. 

2) В Болонской системе устанавливаются три ступени высшего профессионального образования. С первыми двумя все ясно, во всех странах они похожи друг на друга. Они соответствуют бакалавриату и магистратуре в российской системе вузовского профессионального образования. Изменения в законодательство внесены, процесс пошел. 

3) Третья ступень в разных странах устроена по-своему. В большинстве стран она называется PhD (доктор философии) и также относится к вузовскому образованию. В Росии все по-другому, традиционно сложилась двухуровневая система ученых степеней (кандидаты и доктора наук). В Болонскую систему это не укладывается и что будет дальше - неизвестно. Пока обе наши ученые степени в большинстве стран понимают как PhD. Но официальных соглашений на эту тему еще нет. Болонский процесс в России еще не дошел до третьей ступени высшего образования.


   
 
26.12.2007
Вопрос (Cone4ko):
здравствуйте! подскажите, где можно найти инфориацию на тему: "Болонский процесс как путь к интеграции и демократизации вісшего образования"? Заранее спасибо!

Ответ(28.12.2007 14:40:03):

Например, на нашем сайте в разделе "Литература по Болонскому процессу" есть книга "Болонский процесс в вопросах и ответах" http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/020920052

   
 
18.12.2007
Вопрос (Оля):
Здраствуйте. Я сейчас на 4 курсе, если пойти на бакалавра, то после оканчания 4 курса я стану бакалавром. Вопрос: 1.когда будет проводиться конкурс в магистратуру? 2.Как будет проходить конкурс? 3. какие предметы сдавать? в какой форме? 4. В случае непрохождения по конкурсу можно бесплатно продолжить обучение на специалиста?

Ответ(19.12.2007 12:00:04):

Здравствуйте, Оля.

Поскольку магистратура будет лицензироваться и открываться только в этом году, опыта еще нет. Поэтому на Ваши вопросы я сейчас смогу ответить только приблизительно. 

1. Официальный конкурс будет после получения лицензии и открытия магистратуры на факультете. Тогда же и определится число бесплатных мест. Все это будет не раньше осени. Но уже сейчас деканат ведет работу по отбору кандидатов. Мы хотим предложить магистратуру лучшим студентам, чтобы они могли успешно закончить бакалаврскую программу к лету. 

2-3. Форма конкурса также пока не ясна. Но если в магистратуру пойдут лучшие студенты (думаю, Вы из их числа), то шансы поступления будут велики. Реального конкурса может и не быть, если число претендентов будет не больше числа мест. 

4. По-видимому, в этом году еще можно, так как поправки к закону, запрещающие обучение на специалиста после бакалавриата, вступят в силу только в 2009 году. 

Повторяю, мои ответы носят ориентировочный характер. Для получения более подробной информации подойдите лично ко мне или декану.


   
 
29.11.2007
Вопрос:
Здраствуйте, а не могли бы вы подсказать где я могу посмотреть информацию об опыте внедрения Болонского процесса зарубежными ВУЗами? (интересует балльно-рейтинговая система оценивания)

Ответ(01.12.2007 15:24:13):

Уважаемый коллега! 

Строго говоря, система оценивания (если не говорить о шкале ECTS) не относится к Болонскому процессу в узком смысле, который регулирует только межвузовские отношения и отношения между вузами и рынком труда, но не организацию обучения в самом вузе. 

Однако, если понимать Болонский процесс в широком смысле, как творческое использование лучшего международного опыта в организации учебного процесса, то здесь идет большая и перспективная работа (в частности, в рамках проекта Tuning). 

Об этом проекте можно прочитать на нашем сайте в публикации "БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Поиск общности европейских систем высшего образования (Проект TUNING)" по ссылке: 

http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/2410200632 

Конкретно о балльно рейтинговой системе хорошо написано в разделе 2.7 книги "Сазонов Б.А. Система зачетных единиц: особенности организации и календарного планирования учебного процесса", которую можно прочитать на нашем сайте по ссылке 

http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/2410200633


   
 
12.10.2007
Вопрос (Sonya):
Извините, но не могу найти никакой информации о магистратуре...Расскажите, пожалуйста, вкратце...сколько лет длится обучение магистрантов? Открыта ли уже магистратура или еще набора не было? Можно ли поступить в России в магистратуру на бюджет (из другой страны?)? если нет сколько примерно стоимость обучения? Ессть ли обшежитие для магистрантов?

Ответ(16.10.2007 14:37:04):

1) Обучение в магистратуре в России длится 2 года 2) магистратура на нашем факультете еще не открыта, предполагается открытие с нового учебного года 3)Обучение по бюджету возможно из тех стран, с которыми Россия подписала межправительственное соглашение. При этом, естественно, на бюджет будет конкурсный отбор 4) Стоимость обучения по контракту определяется самим вузом. Мы еще этот вопрос не решали

   
 
27.06.2007
Вопрос (1 курс:)):
Борис Афанасьевич, по новой системе обучения за академ.неуспеваемость могут отчислять(как "бюджетников", так и "платников")?

Ответ(28.06.2007 14:14:34):

Давайте пройдем по ссылке http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/2108200628 и внимательно прочтем п. 7.5. "Последствия в случае неликвидации академической задолженности" нашего Положения об организации учебного процесса на факультете информатики: 

1. Студент, обучающийся на бюджетной основе, и не ликвидировавший академиче-скую задолженность по критической дисциплине в установленный срок, отчисляется из университета. 

2. Студент, обучающийся на бюджетной основе, не ликвидировавший академиче-скую задолженность по некритическим дисциплинам в установленный срок, имеет право на повторное изучение этих дисциплин в более поздний период на платной основе (см. п. 7.6). 

3. Студент, обучающийся на договорной основе, не ликвидировавший академическую задолженность по любым дисциплинам в установленный срок, имеет право пройти повторное изучение этих дисциплин в более поздний период на платной основе. 

Таким образом, "платники" за академическую неуспеваемость не отчисляются и могут учиться сколько угодно, пока им это не надоест или пока их не заберут в армию (отсрочка от призыва не вечна). Такая практика типична для зарубежных вузов, она вполне вписывется в рыночную модель образования. 

При этом нужно иметь в виду, что "платные" студенты не имеют никаких преимуществ перед "бюджетниками" в отношении требований к уровню знаний. Создавая дополнительные возможности для планирования образовательной траектории, новая система одновременно ужесточает требования к процедуре оценивания знаний, правилам пересдач и т. п. (см. раздел 6 упомянутого Положения).


   
 
20.06.2007
Вопрос (Роман):
Борис Афанасьевич, если я правильно помню, то по нормам Болонского процесса оценку 5 должны получать не более 10 процентов учащихся. Тогда почему наша высокочтимая ГАК ставит всем за дипломы пятерки?

Ответ(22.06.2007 17:48:24):

В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25.03.03 № 1155, результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в ИТОГОВУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АТТЕСТАЦИЮ, определяются традиционными оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". 

Таким образом, Болонская система оценок не распространяется на дипломные работы. Лично я рад, что все выпускники этого года получили отличные оценки. Думаю, заслуженно


   
 
07.05.2007
Вопрос (Выпускник):
Борис Афонасьевич, недавно я был на лекции в аспирантуре в Москве, которую вел профессор и член диссертационного совета МГУ, так вот тема лекции была как раз Болонский процесс. Основными моментами двухчасовой лекции было то, что во время подписания документов о вступлении России в болонский процесс, Российская делегация подписала документ без согласования с кем-либо и впоследствие, когда они вернулись в Россию многие осудили это подписание, потому что "подумать надо было". Так же было высказано мнение о том, что России не нужны такие изменения в системе образования... Вот, например, если взять программу, которую сейчас поводит в россии компания Microsoft "партнерство в образовании", то здесь даже на начальных этапах видны результаты. И очень полезные результаты, в плане развития информатизации образования.. А каковы вероятные результаты изменений, которые вы хотите реализовать на базе факультета информатики?

Ответ(16.05.2007 17:51:27):

Уважаемый коллега! 

По поводу Болонского процесса были и будут неоднозначные мнения. Свое мнение я уже неоднократно излагал, в том числе, в ответах на аналогичные вопросы. 

Я убежден, что вступление России в международное сообщество высшего образования - не прихоть чиновников, а объективная историческая необходимость. Изменения в системе образования неизбежны, поскольку сохранившаяся с советских времен система вступила в противоречие с современной рыночной структурой экономики. 

С этим тезисом я неоднократно выступал перед ученым советом нашего университета, перед преподавателями различных университетов и всюду находил понимание. 

С целями и вероятными результатами изменений, которые мы хотим реализовать в ходе эксперимента на факультете информатики, можно познакомиться, посмотрев, например, презентацию к докладу, который я недавно делал на ученом совете ТГУ: http://www.inf.tsu.ru/WebDesign/news.nsf/news/280220071044 или в статье, опубликованной в университетской газете "Alma mater": http://almamater.tsu.ru/show_story.phtml?nom=2420&s=2705


   
 
24.04.2007
Вопрос (Denis V Kondarev):
уважаемый, Борис Афанасьевич! Очень интересно было бы услышать ваше мнение и комментарии по поводу результатов опроса "Как вы относитесь к эксперименту по реорганизации учебного процесса на факультете в соответствии с направлениями Болонской декларации"? Не смущает ли вас, что большинство проголосовавших выступило против проведения данного эксперимента?

Ответ(26.04.2007 13:04:02):

Не смущает совсем. 

Этот опрос построен методически неверно, все равно что опрос относительно средней температуры по больнице. В нем перемешаны все категории респондентов: и тех, кто слегка наслышан о Болонском процессе, но имеет о нем устойчивое мнение, и тех, кто слышал, но не принимает в нем участие, и тех, кто сам учится или учит на 1 курсе, попавшем под эксперимент. Да и все составляющие эксперимента также собраны в одну кучу. 

По окончании осеннего семестра мы провели детальное анонимное анкетировние студентов 1 курса и получили совершенно другие результаты. Вот они. 

Вопрос "Как Вы относитесь к модульному учебному графику?" Ответы: 86 % - "положительно" или "скорее положительно", 5% -"нейтрально", 9% - "отрицательно" или "скорее отрицательно". 

Вопрос "Как Вы относитесь к балльно-рейтинговой системе оценивания?" Ответы: Ответы: 84 % - "положительно" или "скорее положительно", 5% -"нейтрально", 11% - "отрицательно" или "скорее отрицательно". 

Вопрос "Как Вы относитесь к расширенной шкале оценивания знаний?" Ответы: 61 % - "положительно" или "скорее положительно", 16% -"нейтрально", 23% - "отрицательно" или "скорее отрицательно". 

Таким образом, поддержка эксперименту со стороны его непосредственных участников высказана несомненно. Это совсем не значит, что в ходе эксперимента не возникли проблемы. Они есть, и немалые, о чем студенты совершенно откровенно написали в комментариях к анкете. Над этими замечаниями мы работаем. 

Пользуясь случаем, прошу всех задавать побольше вопросов, высказывать свое мнение, дискутировать и т. д. На то он и эксперимент.


   
 
23.04.2007
Вопрос (Маргарита):
Скажите пожалуйста!!! У меня по информатики завтра экзамен, а я незнаю ответ на простой вопрос, если сможете ответе пожалуйста на него!! спассибо!!! вопрос" Какой у MS DOS интерфейс???" Это мне очень важно, ответте пожалуйста...! с уважением!!!. Маргарита.

Ответ(25.04.2007 17:29:08):

Развитый интерфейс командной строки.

   
 
28.02.2007
Вопрос:
Что подразумевается под абсолютной и качественной успеваемостью студентов?

Ответ(01.03.2007 13:09:58):

Эти показатели являются стандартными в оценке результатов сессии. 

Абсолютная успеваемость - процент студентов, сдавших сессию на любые положительные оценки.

Качественная успеваемость - процент студентов, сдавших сессию на четверки и пятерки в традиционной шкале. В нашем случае при использовании расширенной шкалы при расчете качественной успеваемости плюсы и минусы игнорируются.


   
 
15.12.2006
Вопрос (Денис):
Как мы должны уложиться в две недели, которые отведены нам на: 1. Закрытие долгов; 2. Получение зачётов; 3. Написание контрольных по всем предметам; 4 Сдачу четырёх экзаменов? Обычно сессия длиться не 2, а 3 недели, и в этот период сдают только экзамены... Хотелось бы, чтобы преподаватели отнеслись с пониманием к нам!

Ответ(16.12.2006 13:55:24):

Безусловно, мы будем работать со всеми преподавателями, они отнесутся к вам с пониманием. Мы сознаем, что идет эксперимент, и прежнее преподавательское настроение все вопросы студенту задать в течение одной сессии нужно менять. 

Но и вас тоже просим перестраивать свое мышление. Было время, когда "от сессии до сессии жили студенты весело, а сессия два раза в год..." Но эти времена безвозвратно уходят в прошлое. Откуда токое количество долгов? От того, что некоторые учились в течение семестра по-старому, то есть никак.

У вас есть еще один резерв времени - дополнительные новогодние каникулы. Их нужно использовать не только на отдых, но и частично на учебу. С тем, чтобы в первые дни сессионной недели сдать все долги.

Короче говоря, будем вместе думать. Мы же вам не враги, а союзники в деле получения хорошего образования. Для этого, в частности, и сделаны вопрос-ответные системы. Задавайте вопросы деканату и конкретным преподавателям, не стесняйтесь.


   
 
05.12.2006
Вопрос (Денис):
В условиях Болонского процесса, мы, студенты 1-го курса, окончательно запутались. И у меня к Вам имеется несколько вопросов. Первое: с 15 января по 27, будет сессия (имею ввиду как по старой системе) или просто конртсессия которую мы сдаем после 4-х недель обучения? Второе: Экзамены в январе будут по всему изученному материалу, или нет? Третье: будут ли зачетные недели как в старой системе образования? Заранее спасибо.

Ответ(06.12.2006 10:32:26):

Первое. C 15 по 27 января будет удлиненная контрольная сессия. Она включает в себя все контрольные мероприятия по всем системам. 

Второе. Содержание контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем, ведущим дисциплину. Например, по матанализу будет включаться материал только четвертой четверти, так как у Терпугова достаточно сведений по предыдущим контрольным работам по каждому студенту. Даже если преподаватель решит включать весь материал семестра, то экзамен пройдет по упрощенной схеме для тех студентов, кто активно работал в семестре, не пропускал занятий, имел хорошие оценки в предыдущие контрсессии (сокращение удачное, принимается в словарь факультетского жаргона). Новая система облегчит жизнь труженикам, а не лодырям. Последним при старой системе жилось лучше.

Третье. См. ответ на первый вопрос. Никакой дополнительной зачетной недели не будет. 

Четвертое (от себя). В ближайшее время мы проведем методическое совещание с преподавателями, ведущими занятия на первом курсе, и согласуем общую политику этой экспериментальной заключительной сессии. А вы до этого пообщайтесь с этими преподавателями, задайте им все неясные вопросы. Есть еще время подумать, уточнить детали.


   
 
01.11.2006
Вопрос:
кто является деканом факультета информатики ТГУ? где и когда родился?

Ответ(02.11.2006 14:18:15):

Вопрос не совсем по Болонскому процессу. Информацию о руководстве факультета см. на сайте http://www.inf.tsu.ru/WebDesign/finf2.nsf/structurl/common_faculty_decanat

   
 
27.10.2006
Вопрос (bagira):
Які принципи та цілі створення зони європейської вищої освіти? Яка система вищої освіти в країнах європи та Америки ?

Ответ(02.11.2006 14:24:34):

Якщо Ви знаєте російську мову, прочитайте відповідь на нашім сайті http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/0109200514

   
 
27.10.2006
Вопрос:
Необхідність приєднання України до Болонського процесу? Які зміни відбулись чи відбудуться у формуванні мережі вищих навчальних закладів в Україні

Ответ(02.11.2006 14:20:33):

Це питання краще адресувати українським колегам.

   
 
20.10.2006
Вопрос (Рустам):
Уважаемый Б.А.! Интересует следующее: 1) Выдается ли выпускникам факультета приложение к диплому европейского образца (Diploma Supplement), который имеет непосредственное отношение к Болонскому соглашению? 2) Смогут ли "старые" выпускники получить это приложение и каким образом?

Ответ(23.10.2006 13:41:29):

1) Пока еще не выдается, но должно будет выдаваться тем студентам, которые получат диплом бакалавра. Министерство сейчас разрабатывает форму такого диплома. 

2) Вопрос еще не проработан на государственном и межгосударственном уровнях. Строго говоря, наши старые "специалисты" не являются ни бакалаврами ни магистрами, для которых существует общеевропейское понимание квалификации. Никто в Европе не знает, что это такое. По-видимому, в будушем будет утверждена какая-то схема установления эквивалентности квалификаций, но пока этого нет.


   
 
12.10.2006
Вопрос (Стас):
Где можно найти таблицу,в которой написано какое количество кредитных часов на каждой дисциплине?

Ответ(16.10.2006 18:18:26):

Уточненный учебный план (включая число кредитов по всем дисциплинам) по направлению 010400 "Информационные технологии" был утвержден ученым советом факультета 11.10.06. После редакционной доработки он появится на сайте в разделе "Учебные планы".

Крелитную трудоемкость дисциплин, читаемых на первом курсе, где, собственно и действует в полном объеме кредитная система, можно посмотреть в презентации, показанной 1 сентября: http://www.inf.tsu.ru/WebDesign/news.nsf/news/01092006813 

Для старого учебного плана по специальности 351500 "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" кредитная трудоемкость нужна только для определения стоимости дополнительных образовательных услуг. Ученый совет факультета постановил считать, что для этих целей число кредитов по дисциплине равно числу аудиторных часов по данной дисциплине в неделю. Например, если по дисциплине "Компьютерная графика" предусмотрена одна пара лекций и одна пара лабораторных занятий, то число кредитов по ней равно 4. Учебный план по специальности 351500 можно посмотреть по адресу http://www.inf.tsu.ru/Decanat/learn.nsf


   
 
10.10.2006
Вопрос:
Здраствуйте скажите в каких регионах РФ еще проводится Болонский процесс? А то я знаю что в Красноярском крае а имено в КГУ введена такая форма обучения. Но с небольшими отличиями. Зарание спасибо

Ответ(10.10.2006 14:58:06):

Сейчас Болонский процесс распространяется по стране со скоростью лесного пожара. Вот список самых активных участников по состоянию на 2005 год. В настоящее время он существенно расширился, при этом в каждом вузе действуют свои собственные правила организации учебного процесса. Их обобщение сделают вузы-координаторы (в Сибирском федеральном округе координаторами являются ТГУ и НГТУ). 

 Москва Московский государственный институт международных отношений (университет) http://www.mgimo.ru/ Государственный университет - Высшая школа экономики http://www.hse.ru/ Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) http://www.misis.ru/ Московский государственный университет http://www.msu.ru/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права http://www.mifp.ru/ Российская экономическая академия http://www.rea.ru/ Российский университет дружбы народов http://www.rudn.ru/ Современная гуманитарная академия http://www.muh.ru/ МАТИ - Российский государственный технологический университет http://www.mati.ru/ Московская высшая школа социальных и экономических наук http://www.msses.ru/ Московский государственный индустриальный университет http://www.msiu.ru/ Московский государственный технический университет http://www.bmstu.ru/ Московский педагогический государственный университет http://www.mpgu.ru/ Российский новый университет http://www.rosnou.ru/ 

 Архангельск Поморский государственный университет http://www.pomorsu.ru/ 
 Астрахань Астраханский государственный технический университет http://www.astu.org/ Астраханский государственный университет http://www.aspu.ru/ 
 Брянск Брянский государственный технический университет http://www.tu-bryansk.ru/ 
 Воронеж Воронежский государственный университет http://www.vsu.ru/ 
 Екатеринбург Российский государственный профессионально-педагогический университет http://www.usvpu.ru/ Уральский государственный педагогический университет http://www.uspu.ru/ Уральский государственный технический университет http://www.ustu.ru/ Уральский государственный университет http://www.usu.ru/ Уральский государственный экономический университет http://www.usue.ru/ 
 Иркутск Иркутский государственный лингвистический университет http://www.islu.ru/ 
 Калининград Калининградский государственный университет http://www.albertina.ru/ 
 Нижний Новгород Нижегородский государственный университет http://www.unn.ru/ 
 Новосибирск Новосибирский государственный технический университет http://www.nstu.ru/ Новосибирский государственный педагогический университет http://www.nspu.net/ 
 Новочеркасск Южно-российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) http://srstu.novoch.ru/ 
 Омск Омский государственный педагогический университет http://www.omgpu.omsk.edu/ 
 Петрозаводск Петрозаводский государственный университет http://www.petrsu.ru/ 
 Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный университет http://www.spbu.ru/ Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики http://www.ifmo.ru/ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет http://www.etu.ru/ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет http://www.spbstu.ru/ 
 Саратов Саратовская государственная академия права http://www.sgap.ru/ 
 Таганрог Таганрогский государственный радиотехнический университет http://www.tsure.ru/ 
 Тольятти Тольяттинская академия управления http://www.toam.ru/ 
 Томск Томский государственный университет http://www.tsu.ru/ Томский политехнический университет http://www.tpu.ru/ 
 Тула Тульский государственный университет http://www.tsu.tula.ru/ 
 Ярославль Ярославский государственный университет http://www.uniyar.ac.ru/


   
 
03.10.2006
Вопрос (4 и 3 курс):
Попадает ли под Болонский процесс 4 и 3 курс, т.е. кредитные часы для нас тоже существуют? Если 1 сентября вы сами говорили что это только для 1 курса. И договор у нас оформлен по старому, т.е. мы учимся по старой системе. Заранее спасибо.

Ответ(06.12.2006 10:42:58):

Ответ неоднозначный и вот почему. 

1) Учебный план старших курсов составлен по-старому, без кредитных часов. Формально можно учиться также по-старому, не усложняя себе жизнь. 

2) Новая система предоставляет ряд удобств для студентов и преподавателей и ими разумно воспользоваться. В частности, оплачивать повторное обучение по дисциплинам на законных основаниях, дифференцировать плату за повторное обучение в зависимости от трудоемкости курсов и т. д. Эти элементы кредитной системы мы намерены распространить и на старшие курсы. 

3) Возможно, некоторые студенты старших курсов примут решение о переводе на обучение по программам подготовки бакалавров с последующим продолжением образования в магистратуре. На таких студентов мы также распространим кредитную систему.


   
 
02.10.2006
Вопрос:
Здравствуйте Меня интересуют вопросы: 1) Почему Томский государственный университет Университет с большой буквы с такими старыми традициями, мастерством преподавания накопленными со дня основания. Выпускающий таких профессионалов долгое время вдруг ЛОМАЕТ все свои наработки и входит в болонский процесс? НЕ обидно ли за ТГУ? 2) И второй вопрос. Что будет с потоком студентов 1 курса, если эксперимент завалится???

Ответ(03.10.2006 13:15:58):

1) Наш университет не ломает свои наработки, а используя международный опыт, творчески развивает их. По моему глубокому убеждению, главный эффект от Болонского (кстати, с большой буквы) процесса для российских вузов будет состоять не столько в выходе на международный рынок квалифицированной рабочей силы, сколько в возможности использовать международный опыт организации учебного процесса для повышения качества и эффективности подготовки специалистов, прежде всего для своей страны. Что же в этом обидного?

2) Если Вы внимательно прочитаете все наши материалы по эксперименту, то убедитесь в том, что в основе его лежит принцип Гиппократа "НЕ НАВРЕДИ!" Мы не ломаем ничего в сложившемся учебном процессе, только добавляем новые возможности для студентов и преподавателей.


   
 
29.09.2006
Вопрос (3 курс):
А сколько кредитных часов по курсу Костюка Ю.Л. "Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных"? И цены для всех одинаковы и для платников и для бюджетников? Заранее спасибо.

Ответ(03.10.2006 12:38:03):

Указанный Вами курс читается два семестра, по 6 кредитных часов в каждом. Цены одинаковы для всех.

   
 
25.09.2006
Вопрос (3 курс):
Сколько будет стоит кредитные часы по предмету Костюка Ю.Л. "Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных" и Гусева И.С. "Системное программирование"? Заранее,спасибо

Ответ(26.09.2006 11:31:03):

Приказом ректора № 507 от 21.08.06 стоимость одного кредитного часа при обучении на факультете информатики в 2006-2007 уч. году установлена в 750 рублей.

   
 
14.09.2006
Вопрос (Tsherbakov Alexey):
Как давно в Еропе действует кредитная система? Какими принципами руководствуются при присвоении кредитов тому или иному курсу? Какие, например, требования должны быть к кутсу для присвоения им, допустим, 15 кредитов?

Ответ(14.09.2006 14:56:27):

Англосаксонская кредитная система существует не одно столетие, она отшлифована до совершенства и наилучшим образом себя зарекомендовала. Именно поэтому ее и избрали в качестве модельной для Болонского процесса. 

Формальных требований к присвоению кредитных часов отдельным дисциплинам нет, однако в общеевропейской системе накопления и перевода кредитов ECTS действует общее правило о том, что общее число кредитных часов за период обучения по программе бакалавра равно 240, следовательно, за учебный год оно должно быть в среднем 60, а за семестр - около 30. 

Обычно один кредитный час по дисциплине соответствует одному часу лекций в неделю в течение семестра, либо 1-2 часа еженедельных практических занятий, либо 1-3 часа еженедельных лабораторных работ, плюс необходимое для освоения и сдачи дисциплины количество часов самостоятельной работы. Корректировка в большую или меньшую сторону осуществляется методической комиссией факультета в зависимост от сложности дисциплины.

Таким образом, курс с одной двухчасовой лекцией и двумя парами практических занятий в неделю может иметь трудоемкость от 4 до 6 кредитных часов. Для математического анализа, скорее всего, будет установлена цифра 6, а для аналогичного по структуре гуманитарного курса - поменьше.


   
 
06.09.2006
Вопрос (Artem Y.H.):
Дайте, пожалуйста, список университетов стран-участников ЕС по Болонскому процессу, заранее благодарен.

Ответ(06.12.2006 10:41:34):

В настоящее время в Болонском процессе участвуют все 25 стран Европейского союза, в которых в 2003 году насчитывалось 3300 университетов (см. документ Европейской комиссии http://europa.eu/eur-lex/en/com/cnc/2003/com2003_0058en01.pdf). А всего в Европе около 4000 университетов.

Список всех университетов во всем мире, в том числе в Европе, Вы можете посмотреть, например, на сайте http://www.braintrack.com/


   
 
02.08.2006
Вопрос (Sergey P. Kondratyev):
"Переход на Болонскую систему образования в России может обернуться провалом" http://obzor.tomsk.ru/news/90060 Борис Афанасьевич, насколько, как вам кажется, написанное тут соответствует истине?

Ответ(06.12.2006 10:41:28):

По-моему, страхи сильно преувеличены. Точнее говоря, подогреваются теми вузами, которые в данное время оказались в привилегированном положении и любое изменение status quo им невыгодно. 

Начнем с того, что Болонская декларация не вмешивается в сам учебный процесс, она только устанавливает интерфейсные правила по обмену студентов между вузами. Нигде, ни в одном документе, посвященном Болонскому процессу, не сказано об уменьшении или увеличении количества часов на тот или иной предмет. Они определяются национальными стандартами образования и самими вузами.

Что касается многоуровневой системы, так она уже действует на протяжении многих лет и в целом себя оправдала. Например, на ряде факультетов ТГУ уже более 10 лет готовят бакалавров, а потом они доучиваются на специалистов (такая форма в российской системе образования сохранена) или в магистратуре. Самое главное в Болонском подходе - это возможность учиться в течение всей жизни (LLL - Life Long Learning), получая образования порциями в разных вузах и накапливая кредитные часы.

Концепция кредитных часов также не противоречит национальному подходу, тут автор заметки явно неправ. Уже давно для измерения трудоемкости используются не аудиторные часы, а часы общей нагрузки.

В целом в западной системе образования очень много разумного и достойного внедрения у нас. Лично я понимаю Болонский процесс не как формальное следование букве межправительственных соглашений, а как творческую адаптацию международного опыта работы высшей школы в рыночных условиях. При этом нужно действовать обдуманно и с осторожностью, памятуя классический принцип Гиппократа "Не навреди!"


   
 
26.06.2006
Вопрос (Выпускник):
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, с каких пор ученый совет ТГУ решает вопросы, связанные с развитием системы управления учебным процессом в американских университетах, мне казалось, что они и сами неплохо справляются...? Я имею в виду ссылку 27.04.2005 Решение ученого совета ТГУ «О развитии систем управления учебным процессом в американских университетах»

Ответ(06.12.2006 10:41:11):

Согласен, формулировка вопроса крайне неудачная. Предлагалась другая, но руководство ученого совета решило оставить такую.

Планировалось рассказать совету о том, как организовано управление учебным процессом в американских университетах (по живым впечатлениям Б.А. Гладких). А также о том, как можно использовать американский опыт в Томском университете. Что и было сделано. 

Впрочем, какая разница, как назывался вопрос в повестке дня? Главное, ученый совет одобрил идею проведения эксперимента на факультете информатики.


   
 
29.05.2006
Вопрос:
Какие страны участвуют в Болонском процессе?

Ответ(31.05.2006 10:12:52):

В настоящее время в Болонском процессе участвуют и являются членами Follow-up Group 45 стран: Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия (фламандское и французское сообщества), Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Республика Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Российская Федерация, Сербия и Черногория, Республика Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, “бывшая югославская республика Македония”, Турция, Украина и Великобритания. Кроме того, Европейская комиссия является членом данной группы с правом голоса.  Последнее расширение состава произшоло в мае 2005 года на совещании стран-участниц в Бергене (Норвегия). Следующая встреча состоится в 2007 году в Лондоне.

   
 
16.05.2006
Вопрос (Таня):
США участвует в болонском процессе?

Ответ(06.12.2006 10:40:29):

Вопрос, как говорится, интересный и совсем непростой.

Строго говоря, Болонские соглашения распространяются только на европейские страны, более того, объединенная Европа выступает как потенциальный конкурент Америке на мировом рынке труда. 

Однако США очень внимательно следят за всеми событиями Болонского процесса и даже помогают развитию его, в частности, в России. Ряд грантов, связанных с направлениями перестройки образования, спонсируются американскими благотворительными фондами. Тон американских публикаций также вполне спокойный и доброжелательный. Чем это можно объеснить? 

На мой взгляд, тому есть несколько причин.

Во-первых, идеология Болонских соглашений очень близка по духу американской системе образования. Американцам это льстит и соответствует их понятиям о том, что все американское лучше.

Во-вторых, американцы не очень опасаются конкуренции. Скорее наоборот, сближение европейской системы с американской может облегчить приток квалифицированной рабочей силы в США, чему американцы всегда были рады. 

Но это только предположения. Будущее покажет, как будут развиваться европейско-американские образовательные отношения.


   
 
30.04.2006
Вопрос (Елена):
информации о Болонском процессе много, много и "размытостей" по этому вопросу. Интересует процесс обсуждения вхождения в Болонское соглашение Вузами.

Ответ(02.05.2006 19:48:05):

Не понял. В чем конкретно заключается вопрос?

   
 
27.03.2006
Вопрос (Унгерн фон Штернберг):
Прочитал статью Б.А. Гладких о Болонском процессе. Весьма познавательно, но сразу появилось много вопросов. Буду задавать их по одному: Студент сам выбирает те предметы, которые собирается изучить, или всё-таки есть определённый набор обязательных предметов? Просто сразу вспоминается замечательная книга А. Никонова "Конец феминизма" (скачать можно здесь: http://rapidshare.de/files/9315865/nikonov_konec_feminizma_chem_jenshina...). Цитата из книги: "А там свободное посещение, масса предметов не являются обязательными. Дикость какая-то. Как можно студенту дать самому выбирать себе предметы, если он пока не является специалистом и не знает, что ему нужно, а что нет. Доходит до курьёзов. Недавно у моих приятелей-физиков дочка поступила в университет. И выбрала себе для посещения два главных предмета – африканские танцы и африканская вышивка. А, между прочим, оплата за обучение в этом университете – 40 000 долларов в год. Родители в ужасе. За что они платят такие деньги? Поэтому когда я нахожу в работах американцев чудовищные ошибки, я уже не удивляюсь. Неопределённые интегралы они вычисляют численным методом! Синус нуля у них равен единице!" Жду развёрнутого аргументированного ответа.

Ответ(06.12.2006 10:39:47):

Даже в американском университете (серьезном) свобода выбора студента весьма ограничена и определяется выбранной образовательной программой (major). Существует список обязательных дисциплин, которые необходимо изучить для получения соответствующей степени, причем у каждой дисциплины есть обязательные предшественники и т. д. Свобода выбора распространяется в основном на гуманитарные и узкоспециальные предметы.

В наших условиях эта свобода еще более сужается из-за ограниченных людских и материальных ресурсов. И тем не менее она должна остаться. Лично я считаю, что необходимо вообще избавиться от самих понятий "задолженность" и "неуспевающий студент". Если студент не сдал обязательный предмет, не нужно его ругать и отчислять. а предоставить возможность выучить и сдать эту науку позже (разумеется, на платной основе). Пусть каждый учится как может (подчеркиваю, речь идет о платном обучении, для бесплатного требования должны быть значительно жестче).

В организации учебного процесса в таких условиях есть много тонкостей. Мы их сейчас внимательно изучаем и готовим Положение по эксперименту на факультете информатики. В мае выставим его на всеобщее обозрение и критику.


   
 
20.03.2006
Вопрос (Борис):
Имеется у Вас курсовой проект с информатике по теме: игра "Простейший Ним или Ням"

Ответ(22.03.2006 13:48:47):

Интересно, какая тут связь с Болнским процессом? Но отвечаю по существу: Нет

   
 
28.02.2006
Вопрос:
А кому он нужен, это Болонский процесс? Б.А. Гладких?

Ответ(24.03.2006 18:53:17):

См. ниже.

   
 
22.02.2006
Вопрос:
зачем это нужно читал читал так и не понял

Ответ(06.12.2006 10:38:28):

Заезжий лектор прочитал в деревне лекцию про Гондурас: где он находится , кто там живет и что там происходит. 
- Вопросы есть?
Встает дедуля: 
- У меня три вопроса и один тезис. Где находится Гондурас?
Лектор удивился, решил, что дед проспал, но терпеливо повторил первую часть лекции. 
- Какой Ваш второй вопрос?. 
- Кто живет в Гондурасе?
Лектор повторил вторую часть лекции, а потом, как можно догадаться, и третью.
- Ну а тезис?
- Да на кой он мне сдался, этот ваш Гондурас!

Ну, а если серьезно, моя точка зрения на объективную необходимость Болнского процесса в России изложена в работе http://www.inf.tsu.ru/library/Publications/2005/60.pdf

С уважением, Б. Гладких